От правильной смазки стартера зависит очень многое, поэтому поговорим об этом подробнее...
На новой машине стартер работает как часы долгие годы, но, как правило, после первого в него вмешательства (будь то ремонт или профилактические работы) он начинает требовать постоянного внимания с промежутком от 3 месяцев. Так в чём же проблема?
Проблема, на мой взгляд, именно в неправильной смазке стартера. Большинство считает что смазав хорошенько всё и вся, всё будет беспроблемно работать долгие годы, однако со стартером этот подход не работает, так как это не только механика, но и электрика, работающие в специфических условиях. Сам я довольно часто сталкивался с подобными проблемами более десятка лет, поэтому, как мне кажется, знаю о чём говорю.
Об условиях эксплуатации стартера
Прежде всего, стартер располагается в картере сцепления, а это то место, где постоянно образуются мелкие частицы от выработки сцепления и вся эта грязь в виде порошка, с помощью маховика, с большой скоростью крутится в картере сцепления и оседает на любые поверхности. На покрытые маслом - в первую очередь. Это втулки оси стартера, внутренности бендикса, ось стартера. И если вы наваляли смазки на эти детали, особенно чего-нибудь густого, вроде литола, через буквально 2-3 месяца у вас обязательно стартер перестанет правильно функционировать.
Вторая особенность стартера - это большие протекающие токи при запуске двигателя, особенно зимой. Соответственно высокие требования к чистоте контактов втягивающего реле. При неправильной смазке втягивающего, смазка попадает в область контактов, пригорает и ухудшает контакт, от этого температура в месте контакта повышается, контакты ещё больше подгорают и так по кругу. Через те-же 2-3 месяца стартер начинает барахлить.
Смазка стартера
Итак, как же правильно смазать стартер?
На самом деле всё довольно просто, стартеру не требуется такого количества смазки как думают многие. Если вы присмотритесь к устройству самого стартера, его деталям, к обработке поверхностей скольжения, то увидите медные или бронзовые втулки со всевозможными канавками, специальное напыление на отдельных деталях - всё это для того, чтобы уменьшить трение без применения смазочных материалов. Рассмотрим подробнее отдельные узлы стартера.
Смазка бендикса
Бендикс должен быть сухой и чистый, как снаружи, так и внутри. Его можно попробовать промыть не разбирая в бензине, керосине, каком-нибудь растворителе. При большом количестве грязи его можно попробовать разобрать, но это может потребовать определённых навыков, т.к. зачастую они завальцованы. Если разобрали, и всё же хочется его смазать, то допустимо смазать детали по одной машинным маслом и протереть тряпкой, того микроскопического слоя смазки что останется после протирки, ему хватит.
Смазка втягивающего реле
Там тоже должно быть чисто, т.к. область где двигается железная болванка связана с отсеком, где располагаются контакты. Это особенно касается любителей попшыкать силиконом. Силиконовая смазка попадает на контакты, подгорает, контакт нарушается и привет...
Тут также как и с бендиксом, если очень хочется, то смазываем болванку моторным маслом и вытираем.
Втулки стартера
Втулки изготовлены из специального антифрикционного материала, не нуждающегося в смазке. Достаточно их очистить.
Ось стартера
Ось стартера в местах контакта со втулками, шестернями и бендиксом. Допускается смазка моторным маслом с его последующим стеканием.
Редуктор
Многие современные модели стартеров имеют редуктор. Вот тут экономить смазки не стоит, т.к. область редуктора довольно хорошо защищена от других и нуждается в хорошей смазке, но тоже без фанатизма, нет смысла забивать весь редуктор под завязку. В качестве смазки отлично подходит смазка для шарниров равных угловых скоростей (ШРУС, граната). И я бы предостерёг от смазки литолом или графиткой, они при минусовых температурах становятся довольно вязкими и затрудняют работу стартера.
Контакты втягивающего реле
Есть много различного рода токопроводящих смазок, так вот наверное можно смазать сами контакты тонким слоем для улучшения контакта и долговечности, однако сам я этого делать не пробовал, ограничивался зачисткой контактов до блеска.
Щётки стартера
Как бы это дико не звучало, но некоторые смазывают щетки не только стартера, но и различных двигателей, электроинструмента. Так делать не надо. Графит сам по себе отличный антифрикционный материал, именно поэтому его и применяют в щетках. Щеточный узел никак смазывать не надо. Достаточно его очистить от графитовой пыли сухой мягкой кисточкой и его хватит на долгие годы.
Если я в чём то неправ или вам есть что добавить, то не стесняйтесь, пишите в комментариях...
Давно искал подобную информацию, спасибо!
ОтветитьУдалитьИнформация проверенная временем. Пользуйтесь...
УдалитьСпасибо. Сам задавался таким вопросом
ОтветитьУдалитьХороший материал, профессиональный
ОтветитьУдалить